SAF: альтернативное авиационное топливо
Что такое SAF?
SAF означает «экологичное авиационное топливо» — такой термин в нашей отрасли используют для лучшей альтернативы обычному авиационному топливу. Мы предпочитаем называть его «альтернативным авиационным топливом», потому что SAF по-прежнему производит вредные выбросы и не является полностью экологичным.
По состоянию на 2025 год топливо на рейсах, вылетающих из Европы, в соответствии с правилами ЕС включает в среднем 2% SAF. Несмотря на такой рост влияние SAF остается ограниченным. Поэтому мы должны увеличить приоритетность SAF, чтобы лучше использовать его преимущества.
Преимущества SAF*
Использование SAF лучше, потому что:
- оно производится из неископаемых ресурсов, таких как использованное растительное масло;
- хотя SAF выделяет такое же количество CO₂ во время полета, его общее воздействие на CO₂ по меньшей мере на 65% ниже в течение всего жизненного цикла (от производства до сжигания);
- оно выделяет меньше других вредных веществ, таких как твердые частицы и сера, которые влияют на качество воздуха на земле.
* Мы выбираем только те виды SAF, которые соответствуют критериям экологичности Европейского союза, установленным в соответствии с авиационным регламентом ReFuelEU.
Что делает SAF лучше?
Это связано с оценкой полного жизненного цикла сырьевых материалов, включая их производство и переработку. Например, биологическое сырье, такое как сельскохозяйственные культуры, удаляет CO₂ из атмосферы во время роста.
SAF, которое мы используем, в основном получают из отработанного растительного масла, по сути являющимся отходом. Содержание углерода в этом масле связано с первым использованием (жарка чипсов). При производстве, распределении, перевозке и сжигании SAF выделяется CO₂. Но общий объем выбросов CO₂ намного меньше, чем при использовании ископаемого топлива: по крайней мере, на 65% меньше для используемых нами видов SAF.
Кроме того, повторное использование растительного масла не приводит к увеличению выбросов CO₂ в атмосферу. При сжигании ископаемого топлива углерод, накопленный под землей, высвобождается в виде CO₂.
Помимо выбросов CO₂, полеты также оказывают негативное влияние на климат. Например, белые полосы, которые самолеты оставляют позади (инверсионные следы) способствуют глобальному потеплению. Кроме того, выбросы мелких частиц и серы отрицательно сказываются на качестве воздуха. При использовании SAF эти выбросы меньше, чем при использовании обычного топлива. И вот почему.
SAF соответствует тем же техническим стандартам, что и обычное топливо, что делает его таким же безопасным, но содержит меньше примесей. При сгорании эти примеси способствуют образованию мелких частиц и серы. Поскольку SAF содержит гораздо меньше примесей, во время полета также выделяется меньше мелких частиц и серы. В результате инверсионные следы образуются с меньшей вероятностью, поскольку они образуются вокруг этих частиц.
Какой тип альтернативного авиационного топлива использует KLM?
Мы покупаем SAF только из сырья, которое не конкурирует с производством продуктов питания или кормов для животных и оказывает минимальное влияние на сохранение биоразнообразия. По этой причине мы не используем для производства авиационного топлива соевое и пальмовое масло или их побочные продукты.
Все приобретаемые нами виды SAF соответствуют критериям, установленным следующими организациями и нормативными актами:
Европейский союз , как определено в Авиационном регламенте ReFuelEU; Круглый стол по экологичным биоматериалам (RSB); Международный стандарт экологичности и углеродной сертификации (ISCC).
Все еще небольшое влияние
Чтобы увеличить использование SAF, в 2022 году мы начали добавлять небольшой процент в топливную систему аэропорта Амстердама Схипхол: по 0,5% на каждый вылетающий рейс. В 2023 и 2024 годах мы увеличили этот показатель в среднем до 1% SAF. В 2025 году правила ЕС требуют от поставщиков топлива добавлять в среднем 2% SAF к поставкам топлива в европейских аэропортах.
Поэтому мы теперь включаем обязательную тарифную надбавку SAF в стоимость всех билетов на рейсы из Европы. Увеличение цены зависит от класса путешествия и дальности рейса. Все доходы от тарифной надбавки будут полностью использованы для покупки SAF.
Несмотря на то, что мы используем больше SAF, на него приходится лишь небольшая часть всего нашего топлива. Это связано с тем, что поставки SAF ограничены, а его стоимость в 3−4 раза выше, чем обычного топлива. Это означает, что мы можем лишь в небольшой степени воспользоваться преимуществами SAF.
Используйте преимущества SAF вместе с нами
KLM и другие авиакомпании должны обратить особое внимание на SAF для дальнейшего развития этого рынка. Мы надеемся, что это снизит цены и позволит нам использовать больше SAF. Наша цель: 10% SAF к 2030 году относительно общего потребления керосина.
Для этого мы объединяем усилия с компаниями, которые пользуются нашими услугами для бизнес-полетов или грузовых перевозок. Пассажиры могут изменить ситуацию к лучшему, добавляя в бронирование дополнительный объем SAF. Эти коллективные усилия позволили нам использовать 10% от мирового производства SAF в 2023 году, и мы будем всеми силами способствовать увеличению объемов использования и производства SAF.
Приобретение вклада в SAF
При бронировании места на рейсе KLM вы можете внести добровольный вклад в дополнительное количесто SAF. Мы предлагаем 3 уровня вкладов на основании предполагаемого количества топлива, необходимого на пассажира для вашего рейса, и цены SAF на момент бронирования.
В зависимости от своего вклада вы помогаете нам финансировать приобретение SAF, равного всему объему или части объема этого топлива. При оценке топлива мы учитываем такие факторы, как тип самолета, дальность полета, вес груза, количество пассажиров и забронированный вами класс путешествия.
Вы также увидите, как ваш вклад помогает снизить предполагаемые выбросы CO₂ в атмосферу, добавляя дополнительное количество SAF к будущему рейсу. Для ясности: ваш вклад не будет использован для приобретения дополнительного объема SAF для вашего самолета и не сократит выбросы CO₂ во время вашего полета. Однако он позволит нам купить еще немного SAF, которое мы добавим в топливные системы аэропорта.
Мы обязаны уменьшить негативное воздействие от полетов и стать менее зависимыми от ископаемого топлива. Дополнительное SAF, за которое вы платите, вносит свой небольшой вклад в достижение этой цели.
Средняя величине выбросов CO₂ на пассажира
При покупке дополнительного SAF мы рассчитываем среднее количество выбросов CO₂ на пассажира, связанное с топливом. Мы также показываем предполагаемое снижение выбросов CO₂ от вашего добровольного вклада. Эти оценки получены с помощью нашего калькулятора CO₂. Калькулятор учитывает такие факторы как тип самолета, маршрут полета, класс путешествия, уровень загрузки и цена SAF во время бронирования.
Ежегодно аудиторская компания KPMG проводит аудит для проверки соответствия методов наших расчетов методам, указанным ниже, а также международным рекомендациям. Подробная информация об этом аудите содержится в отчете об аудите KPMG.
Наши новейшие методы и отчет об аудите:
Вам интересно узнать о предполагаемых выбросах CO₂ во время вашего полета? Вы можете посмотреть их в разделе «Мое Путешествие» или во время бронирования места на рейсе.
Добавить дополнительное SAF к бронированию
Вы можете внести свой добровольный вклад в дополнительное количество SAF при бронировании билета. Если у вас уже есть бронирование и вы хотите добавить дополнительное количество SAF к обязательной тарифной надбавке, вы можете сделать это в разделе «Мое Путешествие»
Что мы делаем с Вашим вкладом в SAF
Мы используем весь ваш вклад на приобретение SAF. Дополнительное количество SAF добавляется в топливную систему аэропорта Амстердама Схипхол (или одного из других аэропортов, где мы используем SAF). Это означает, что SAF, на приобретение которого вы сделали вклад, не будет использован на вашем конкретном рейсе. Это было бы неэффективно с логистической точки зрения и сложно организовать. В зависимости от наличия продукта на рынке мы стремимся добавить дополнительное SAF в течение 12 месяцев после отправления вашего рейса.
Поскольку мы добавляем SAF в топливную систему аэропорта, другие самолеты также будут выполнять рейсы, используя топливо с более высоким содержанием SAF. Однако, поскольку эти другие авиакомпании не оплатили такой объем SAF, они не могут заявить о снижении выбросов CO2. KLM проходит ежегодную аудиторскую проверку для верификации того, что заявленное компанией снижение выбросов CO₂ соответствует полученным нами сертификатам SAF.
Обязательная тарифная надбавка за SAF, включенная в ваш билет, и все другие выплаты, связанные с SAF, которые мы получаем через наши различные программы, используются для приобретения SAF. Мы не будем использовать ваш добровольный взнос для выполнения требований SAF к содержанию SAF в смеси.
Хотите сделать больше?
Вы способствовать снизижению влияния вашей поездки на климат. Лучший способ — выбрать другой вид транспорта вместо самолета для (части) вашего путешествия, например, поезд, автобус или электромобиль. В некоторых пунктах назначения с этим поможет KLM, потому что мы работаем с Eurostar. Мы предлагаем 1 билет, включающий полет и поездку на скоростном поезде. Поезд — лучший вариант, чем короткий рейс с пересадкой.
Есть и другие способы помочь. Например, путешествие налегке, собственная бутылка с водой или наушники. Вы также можете инвестировать в один из наших проектов по восстановлению природной среды. Это не повлияет на выбросы в окружающую среду от вашего путешествия, но поможет поддержать нарушенные экосистемы.
Часто задаваемые вопросы
SAF — это альтернативное авиационное топливо, производимое из отходов и отбросов (сейчас это в основном отработанное кулинарное масло). Мы можем смешивать SAF с обычным топливом для реактивных двигателей. В течение всего жизненного цикла SAF производит как минимум на 65% меньше выбросов CO₂, чем обычное топливо.
Однако SAF по-прежнему остается дефицитным и дорогим. В настоящее время мы добавляем в среднем 2% SAF на рейсы из Европы, что соответствует европейским требованиям. Влияние SAF остается ограниченным. Ваше добровольное участие поможет нам закупать немного больше дополнительного SAF.
SAF может быть изготовлено из различных видов сырья, таких как использованные кулинарные жиры, бытовые отходы, отработанные газы и сельскохозяйственные остатки. Оно также может производиться из возобновляемых источников электроэнергии и из улавливаемого из атмосферы углекислого газа. Эта (синтетическая) форма SAF все еще находится в стадии разработки. SAF, которое мы используем, в основном получают из переработанного растительного масла.
Авиаперелеты оказывают серьезное негативное влияние на климат. В то же время нам еще предстоит пройти долгий путь, чтобы действительно снизить влияние полетов на экологию. Пройдут годы, прежде чем мы увидим первые коммерческие рейсы на электроэнергии или водороде. При выполнении дальнемагистральных рейсов мы еще долго будем полагаться на топливо.
До тех пор SAF остается способом немного снизить негативное влияние от полетов. Но SAF необходимо сделать доступным в большем масштабе. Кроме того, необходимо разработать синтетическое топливо, изготовленное из CO₂ из воздуха и экологичного водорода. Это могло бы решить проблему нехватки SAF, изготавливаемого из отработанного кулинарного растительного масла. Именно поэтому мы инвестируем в исследования и разработку этих альтернативных видов топлива.
Мы знаем, что наша отрасль оказывает серьезное влияние на климат. Поэтому мы пытаемся вносить более положительный вклад в работу нашей отрасли. Это требует значительных инвестиций, но мы также постоянно работаем над различными небольшими инициативами, которые могут иметь некоторое значение. Мы должны использовать комплексный подход, чтобы уменьшить вредное воздействие на окружающую среду в будущем, хотя мы не уверены, насколько далеко нам удастся продвинуться.
Примеры улучшений:
- Обновление авиапарка
- Более энергоэффективные типы самолетов
Снижение и регулировка веса на борту