SAF: альтернативное авиационное топливо

Для полета самолетам нужно топливо. Но производство и использование топлива приводит к вредным выбросам, таким как CO₂. Этот парниковый газ способствует глобальному потеплению, удерживая тепло над поверхностью земли. SAF — лучшая альтернатива обычному авиационному топливу, которая оказывает меньшее воздействие на окружающую среду. К сожалению, сейчас мы мало используем его, потому что его трудно получить и оно дорогое. Постепенно используя больше SAF, мы стремимся развивать рынок и снижать цены. Узнайте о преимуществах SAF и о том, как вы можете помочь нам использовать его больше.

Что такое SAF?

SAF означает «экологичное авиационное топливо» — такой термин в нашей отрасли используют для лучшей альтернативы обычному авиационному топливу. Мы предпочитаем называть его «альтернативным авиационным топливом», потому что SAF по-прежнему производит вредные выбросы и не является полностью экологичным.

По состоянию на 2025 год топливо на рейсах, вылетающих из Европы, в соответствии с правилами ЕС включает в среднем 2% SAF. Несмотря на такой рост влияние SAF остается ограниченным. Поэтому мы должны увеличить приоритетность SAF, чтобы лучше использовать его преимущества.

Преимущества SAF*

Использование SAF лучше, потому что:

  • оно производится из неископаемых ресурсов, таких как использованное растительное масло;
  • хотя SAF выделяет такое же количество CO₂ во время полета, его общее воздействие на CO₂ по меньшей мере на 65% ниже в течение всего жизненного цикла (от производства до сжигания);
  • оно выделяет меньше других вредных веществ, таких как твердые частицы и сера, которые влияют на качество воздуха на земле.

* Мы выбираем только те виды SAF, которые соответствуют критериям экологичности Европейского союза, установленным в соответствии с авиационным регламентом ReFuelEU.

Что делает SAF лучше?

SAF — лучшая альтернатива обычному авиационному топливу (керосину из горючих ископаемых). Начиная с момента производства и заканчивая сжиганием, воздействие СО₂, которое оказывает используемый нами SAF,как минимум на 65% ниже, чем у обычного топлива. Но во время полета и SAF, и обычное авиационное топливо выделяют одинаковое количество CO₂. Как это возможно?

Это связано с оценкой полного жизненного цикла сырьевых материалов, включая их производство и переработку. Например, биологическое сырье, такое как сельскохозяйственные культуры, удаляет CO₂ из атмосферы во время роста.

SAF, которое мы используем, в основном получают из отработанного растительного масла, по сути являющимся отходом. Содержание углерода в этом масле связано с первым использованием (жарка чипсов). При производстве, распределении, перевозке и сжигании SAF выделяется CO₂. Но общий объем выбросов CO₂ намного меньше, чем при использовании ископаемого топлива: по крайней мере, на 65% меньше для используемых нами видов SAF.

Кроме того, повторное использование растительного масла не приводит к увеличению выбросов CO₂ в атмосферу. При сжигании ископаемого топлива углерод, накопленный под землей, высвобождается в виде CO₂. 

Какой тип альтернативного авиационного топлива использует KLM?

Мы покупаем SAF только из сырья, которое не конкурирует с производством продуктов питания или кормов для животных и оказывает минимальное влияние на сохранение биоразнообразия. По этой причине мы не используем для производства авиационного топлива соевое и пальмовое масло или их побочные продукты.

Все приобретаемые нами виды SAF соответствуют критериям, установленным следующими организациями и нормативными актами:

Все еще небольшое влияние

Чтобы увеличить использование SAF, в 2022 году мы начали добавлять небольшой процент в топливную систему аэропорта Амстердама Схипхол: по 0,5% на каждый вылетающий рейс. В 2023 и 2024 годах мы увеличили этот показатель в среднем до 1% SAF. В 2025 году правила ЕС требуют от поставщиков топлива добавлять в среднем 2% SAF к поставкам топлива в европейских аэропортах.

Поэтому мы теперь включаем обязательную тарифную надбавку SAF в стоимость всех билетов на рейсы из Европы. Увеличение цены зависит от класса путешествия и дальности рейса. Все доходы от тарифной надбавки будут полностью использованы для покупки SAF.

Несмотря на то, что мы используем больше SAF, на него приходится лишь небольшая часть всего нашего топлива. Это связано с тем, что поставки SAF ограничены, а его стоимость в 3−4 раза выше, чем обычного топлива. Это означает, что мы можем лишь в небольшой степени воспользоваться преимуществами SAF.

Используйте преимущества SAF вместе с нами

KLM и другие авиакомпании должны обратить особое внимание на SAF для дальнейшего развития этого рынка. Мы надеемся, что это снизит цены и позволит нам использовать больше SAF. Наша цель: 10% SAF к 2030 году относительно общего потребления керосина.

Для этого мы объединяем усилия с компаниями, которые пользуются нашими услугами для бизнес-полетов или грузовых перевозок. Пассажиры могут изменить ситуацию к лучшему, добавляя в бронирование дополнительный объем SAF. Эти коллективные усилия позволили нам использовать 10% от мирового производства SAF в 2023 году, и мы будем всеми силами способствовать увеличению объемов использования и производства SAF.

Приобретение вклада в SAF

При бронировании места на рейсе KLM вы можете внести добровольный вклад в дополнительное количесто SAF. Мы предлагаем 3 уровня вкладов на основании предполагаемого количества топлива, необходимого на пассажира для вашего рейса, и цены SAF на момент бронирования.

В зависимости от своего вклада вы помогаете нам финансировать приобретение SAF, равного всему объему или части объема этого топлива. При оценке топлива мы учитываем такие факторы, как тип самолета, дальность полета, вес груза, количество пассажиров и забронированный вами класс путешествия.

Вы также увидите, как ваш вклад помогает снизить предполагаемые выбросы CO₂ в атмосферу, добавляя дополнительное количество SAF к будущему рейсу. Для ясности: ваш вклад не будет использован для приобретения дополнительного объема SAF для вашего самолета и не сократит выбросы CO₂ во время вашего полета. Однако он позволит нам купить еще немного SAF, которое мы добавим в топливные системы аэропорта.

Мы обязаны уменьшить негативное воздействие от полетов и стать менее зависимыми от ископаемого топлива. Дополнительное SAF, за которое вы платите, вносит свой небольшой вклад в достижение этой цели.

Стоимость SAF в зависимости от пункта назначения

Средняя величине выбросов CO₂ на пассажира

При покупке дополнительного SAF мы рассчитываем среднее количество выбросов CO₂ на пассажира, связанное с топливом. Мы также показываем предполагаемое снижение выбросов CO₂ от вашего добровольного вклада. Эти оценки получены с помощью нашего калькулятора CO₂. Калькулятор учитывает такие факторы как тип самолета, маршрут полета, класс путешествия, уровень загрузки и цена SAF во время бронирования.

Ежегодно аудиторская компания KPMG проводит аудит для проверки соответствия методов наших расчетов методам, указанным ниже, а также международным рекомендациям. Подробная информация об этом аудите содержится в отчете об аудите KPMG.

Наши новейшие методы и отчет об аудите:

Вам интересно узнать о предполагаемых выбросах CO₂ во время вашего полета? Вы можете посмотреть их в разделе «Мое Путешествие» или во время бронирования места на рейсе.

Добавить дополнительное SAF к бронированию

Вы можете внести свой добровольный вклад в дополнительное количество SAF при бронировании билета. Если у вас уже есть бронирование и вы хотите добавить дополнительное количество SAF к обязательной тарифной надбавке, вы можете сделать это в разделе «Мое Путешествие»

Что мы делаем с Вашим вкладом в SAF

Мы используем весь ваш вклад на приобретение SAF. Дополнительное количество SAF добавляется в топливную систему аэропорта Амстердама Схипхол (или одного из других аэропортов, где мы используем SAF). Это означает, что SAF, на приобретение которого вы сделали вклад, не будет использован на вашем конкретном рейсе. Это было бы неэффективно с логистической точки зрения и сложно организовать. В зависимости от наличия продукта на рынке мы стремимся добавить дополнительное SAF в течение 12 месяцев после отправления вашего рейса.

Поскольку мы добавляем SAF в топливную систему аэропорта, другие самолеты также будут выполнять рейсы, используя топливо с более высоким содержанием SAF. Однако, поскольку эти другие авиакомпании не оплатили такой объем SAF, они не могут заявить о снижении выбросов CO2. KLM проходит ежегодную аудиторскую проверку для верификации того, что заявленное компанией снижение выбросов CO₂ соответствует полученным нами сертификатам SAF.

Обязательная тарифная надбавка за SAF, включенная в ваш билет, и все другие выплаты, связанные с SAF, которые мы получаем через наши различные программы, используются для приобретения SAF. Мы не будем использовать ваш добровольный взнос для выполнения требований SAF к содержанию SAF в смеси.

Хотите сделать больше?

Вы способствовать снизижению влияния вашей поездки на климат. Лучший способ — выбрать другой вид транспорта вместо самолета для (части) вашего путешествия, например, поезд, автобус или электромобиль. В некоторых пунктах назначения с этим поможет KLM, потому что мы работаем с Eurostar. Мы предлагаем 1 билет, включающий полет и поездку на скоростном поезде. Поезд — лучший вариант, чем короткий рейс с пересадкой.

Есть и другие способы помочь. Например, путешествие налегке, собственная бутылка с водой или наушники. Вы также можете инвестировать в один из наших проектов по восстановлению природной среды. Это не повлияет на выбросы в окружающую среду от вашего путешествия, но поможет поддержать нарушенные экосистемы.

Подробнее о восстановлении природы

Часто задаваемые вопросы